В Северодвинске вспоминают моряков, погибших в аварии на "К-8"

17.04.2016 / 15:57

Теперь в Северодвинск. Там на этой неделе родственникам моряков, погибших в 1970 году на подводной лодке "К-8" вручили удостоверения к ордену «Красной Звезды». История этой субмарины трагична. Она была построена в цехе судостроительного завода № 402 в Молотовске, ныне это Северодвинск, в 1957 году, и стала третьей лодкой построенной на стапелях «Севмаша». В августе 1960 года вступила в состав флота и стала первой потерей атомного флота Советского Союза. 12 апреля 1970 года во время аварии погибли 52 человека. Трагедия долгие годы носила статус секретной. И вот, спустя 46 лет моему коллеге Алексею Целищеву удалось пообщаться с выжившим старшиной субмарины, который видел все своими глазами. Его воспоминания до сих пор свежи. Но лишь сейчас он может говорить об этом открыто. Станислав Калайда - один из выживших после аварии на подводной лодке "К-8". Рассказывает, 8 апреля 1970 года их экипаж направлялся на международные учения ВМФ "Океан-70". Но чуть севернее Азорских островов, на глубине 160 метров на центральном посту и в 7-м отсеке субмарины начался пожар.

Станислав Калайда, бывший старшина подводной лодки "К-8":

- Никакой паники не было. Это все туфта, что там говорят. Вот, паника. Кидались, бросались. Неправда все это.

Множество людей скопилось в 8-м отсеке. Но все действия были отработаны. Чтобы не допустить взрыва ядерных реакторов, офицеры сумели заглушить двигатели. Через 5 минут экипажу удалось вывести субмарину в надводное положение. И все же в течении первых суток погибли 30-ть человек.

Станислав Калайда, бывший старшина подводной лодки "К-8":

- 9 числа ночью мимо нас проходил танкер канадский. Он осветил нас прожекторами. Мы ему дали семафор. Не остановился.

70-е годы - это самый разгар холодной войны. Скорее всего, именно от канадцев США узнали о бедственном положении русской подлодки. Утром в небе появился американский боевой самолет. На нем была установлена видеокамера, которая снимала все происходящее на субмарине. Помощи так и не оказали. Но в тот день об аварии на подлодке говорили все мировые СМИ, кроме Советского Союза.

- Потом погода начала портиться, и уже с 10-го на 11 - шторм. Вот он нас и доконал.

Ночью на горизонте появился болгарский сухогруз "Авиор". Чтобы взять подлодку на буксир, решили ждать утра. Часть экипажа поднялась на борт пришедшего судна. На "К-8" осталась боевая смена добровольцев и командир субмарины.

- И ночью мы услышали два глухих удара. Один и второй. Она, как стояла, так кормой и ушла.

Затонула "К-8" вместе с офицерами и матросами, которые остались нести боевую вахту. В итоге катастрофа унесла жизни 52-х человек. Трагедия тут же приняла статус гос.тайны, рассказывает Станислав Дмитриевич. На протяжении 12-ти лет он не имел права рассказывать о случившемся. Каждые три года бывший старшина Калайда подписывал секретный документ о неразглашении какой-либо информации о гибели субмарины. Позже их часть расформировали. А выживших раскидали служить подальше друг от друга. Вспомнить погибших героев накануне собрались их родственники в Северодвинске и офицеры Беломорской военно-морской базы.

Владимир Воробьев, командир Краснознаменной Беломорской военно-морской базы:

- Сама по себе служба подводника - очень сложна и сопряжена с риском для жизни, в том числе, и в мирное время. А подводники первых подводных лодок СССР сталкивались с неизвестным.

Неизвестной тогда была вся атомная энергетика, которую мир и СССР только начали осваивать. Иногда путем человеческих жертв. Родственники погибших моряков "К-8" получили удостоверения к ордену "Красной Звезды". Его вручали за большие заслуги в области обороны Советского Союза.

Валентина Трошина, вдова офицера подводной лодки "К-8":

- До сих пор понять не могу. Вроде бы все было нормально. И испытания прошли хорошо. Что случилось, не знаю.

После трагедии Станислав Дмитриевич своих выживших сослуживцев никогда больше не видел. И говорит, хотел бы повстречаться с теми, кто вместе с ним прошел через страшные дни апреля 70-го.

(Видеоматериал подготовили: Алексей Целищев, Алексей Круглов)

назад
21576



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2020 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.