Гражданской авиации на Русском Севере - 85 лет

08.02.2015 / 15:30

Архангельские авиаторы отметили на этой неделе юбилей. 85 лет гражданской авиации на Русском Севере. Именно 4 февраля 1930 года в Поморье заработала первая воздушная линия. Она связала Архангельскую область и Республику Коми. Со временем северная авиация развивалась, крепла. Я помню даже времена, когда только из Архангельска в Котлас было 16 рейсов в день, а аэродромы были в каждом районе области. Потом были тяжелые времена, но, как известно, история идет по спирали, потому сейчас авиация Севера получает новый виток своего развития.

Юлия Ершова, корреспондент:

- 85 лет назад именно здесь - рядом с яхт-клубом - немецкий самолет «Дарнье-Комета-2» разогнался по льду Северной Двины и взмыл в небо над столицей Поморья. Рейс «Архангельск- Усть-Сысольск» стал первым пассажирским в истории авиации Русского Севера. Ответственное задание доверили летчику первой категории Константину Дедущенко.

На счету пилота – 30 победоносных боев в годы Первой Мировой. В Гражданскую войну Красный военлёт сражается на Украине и под Астраханью. А зимой 1930-го года его назначают командиром первого самолета Гражданского Воздушного Флота в Северном крае. Официальной датой рейса в Усть-Сысольск, теперь это Сыктывкар, считается 4 февраля. На пути у крылатого судна - остановки в Березнике и Котласе. Первый полет с пассажирами на борту проходит успешно. Вскоре аэроплан из Архангельска в Сыктывкар курсирует уже два раза в неделю.

Николай Кононов, директор музея авиации Севера:

- Были полеты непостоянные, часто ломался и самолет. И погода, и аэродром не был готов. Но, во всяком случае, уже открылось.

Страницы газет начала 30-х годов пестрят заголовками о новой по тем временам необычной услуге. Почтово-пассажирское сообщение - Удобно-Быстро-Дешево – «Сегодня утром в Архангельске, завтра в полдень - в Сыктывкаре».

- В одни сутки вы покроете то, что требовало недели. А ваше письмо, посылки, пройдет по времени не больше, чем это требуется от 25 Лесозавода до улицы Володарского.

Здесь же расценки. Послать самолетом открытку – 15 копеек. А вот отправиться самому в путешествие из Архангельска в Сыктывкар - 170 рублей. Но, к сожалению, грузоподъемность и быстрота «Комет» уступала многим самолетам. Потому на смену немецкой машине приходит советский многоместный самолет ТБ-3.

- Четыре мотора М17б сохраняют номинальную мощность - 500 лошадиных сил, до высоты 3 тысячи 50 метров.

Но и ТБ-3 постепенно заменяют на Севере аналогом американского «Дугласа» – Ли-2. А чуть позднее В Архангельске появляется Ил-14.В 60-е с появлением аэропорта в Талагах в гражданской авиации – значительные перемены. На местные авиалинии выходит Ан-24. А рейсы в Москву и Петербург выполняются комфортабельными ИЛ-18. А это уже современный воздушный корабль - Л-410. Символично, 85 лет спустя в архангельский аэропорт он прибыл по тому же маршруту - из Сыктывкара. Пассажиров юбилейного рейса приветствует коллектив "Нордавиа" - компания правоприемница зачинателей Северной гражданской авиации. Капитан воздушного корабля сообщает, как прошел юбилейный полет:

Валерий Ванеев, командир эскадрильи "Л-410":

- Спокоен полет был, единственное - задержка была из-за того, что в Котласе чистили полосу. А так - все хорошо.

В свой День рождения «Нордавиа» подводит итоги минувшего года. Сейчас - это стабильно развивающиеся организация. Только в 2014 услугами авиоперевозчика воспользовались 840 тысяч пассажиров. В планах у компании - расширение маршрутной сети.

Олег Ветвинский, генеральный директор авиакомпании "Нордавиа":

- Это полеты в Нижний Новгород. Это Краснодар-Минеральные Воды. Это продолжение полетов из Мурманска в Калининград. Ну, и самое главное - увеличение частот, в том числе, из Архангельска - в Сочи и Анапу.

И даже ветераны отрасли признаются - на будущее региональных авиалиний - смотрят с оптимизмом.

Виталий Шуваев, начальник цеха технического облуживания воздушных судов авиакомпании "Нордавиа":

- Был у нас сложный период - 90-е годы, когда самолеты не летали. Это был трудный период. Но сейчас - другие времена. С приходом команды Ветвинского, авиакомпания получила новый стимул к развитию, осваиваются новые линии, поступили к нам самолеты.

Сейчас развитие Северной гражданской авиации лежит на плечах этих людей.

(Видеоматериал подготовили: Юлия Ершова, Владимир Стариков,Сергей Телов, Александр Прилуцкий, Владимир Орлов)

назад
16101



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2024 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.