|
«События недели» за 5 декабря 2010 года. Севморпуть
05.12.2010 / 10:16
Северный морской путь может расширить свои границы - это предложение Минтранса обсудили на большом совещании в Нарьян-Маре, где были депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. Ненецкому округу это предложение не нравится, ведь если границы Севморпути станут шире, всем проходящим по нему судам придётся платить за этот путь. А средства на это пойдут из бюджетов прилегающих территорий. То, что движение по северным морям - возрастает, показала поездка на Варандей - на современный нефтяной терминал, который работает уже три года. Евгений Ноня следил за дискуссиями.
-
-
Вот он уникальный в своем роде - морской ледостойкий отгрузочный причал. С виду гигантский подъемный кран. На деле он ничего не поднимает. На терминал нефть попадает по трубам с суши и уже в море черное золото отгружают на танкеры. Затем экспорт - в Западную Европу и Северную Америку. Огромный причал не боится сильнейших ветров, толстого льда и низких арктических температур.
-
Сейчас на Варандее крепкие морозы. Температура ниже климатической нормы градусов на 10-15 ниже. Но несмотря на погоду в любое время суток здесь отгружают нефть. Цифры впечатляют - 15 миллионов тонн в год. Главный пост управления. Отсюда ледоколам дают сигнал к работе, если лед подошел слишком близко, и управляют механизмами для закачки нефти. Система работает без сбоев. Утечки нефти на причале исключают на 99 процентов. По съемке с вертолета видно - это почти город. В многотонных резервуарах нефть ждет отгрузки. Но не долго. В море, сменяя друг друга, за черным золотом приходят танкеры. И это главный показатель того, что 4 миллиарда долларов на строительство терминала вложены не впустую. Хотя один терминал на сотни морских миль - крупица в освоении Арктики и ее несметных богатств. Но в этом направлении пока больше говорят, чем делают - так уже на совещании по развитию Севморпути отозвались члены совета федерации и депутаты Госдумы. Арктика сегодня не в пример Дальнему Востоку, где программе развития всего год, но уже возведен ряд важнейших объектов. На Севере проблемы пока лишь считают.
-
Вячеслав Попов, председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике: -Часть арктических портов сегодня - самое слабое звено СМП. Причалы большинства портов требуют капитального ремонта, реконструкции и увеличения глубин для принятия современных судов.
-
-
Решать эти проблемы в первую очередь должны главы регионов, прилегающих к Арктике. И не сидя в кабинетах. За образец руководителям - опять же Дальний Восток, где губернаторы ездят в Москву не с просьбами, а с конкретными предложениями, и не ждут у моря погоды.
-
Игорь Федоров, губернатор Ненецкого автономного округа: -Не соглашусь. Мы активно работаем. И эта работа не только руководства НАО, это и работа Архангельской области, Мурманской области, Чукотки.
-
-
Однако, главной темой, которая коснется, в первую очередь, Ненецкого округа стало расширение границ Севморпути до мыса Канин нос. Инициатива Минтранса для прилегающих к морю территорий обернется значительным удорожанием северного завоза - топлива, продовольствия, лекарств. При сегодняшнем грузообороте введение доплат за прохождение по обновленной территории Севморпути ежегодно для бюджета Ненецкого округа будет стоить 130 миллионов рублей.
-
Ян Берлин, заместитель главы администрации Ненецкого автономного округа по вопросам инфраструктурного развития: -Готов ли округ пойти на такое непродуктивное увеличение? Очевидно, нет. 130 миллионов - это стоимость ледового дворца. Нельзя в интересах развития атомного ледокольного флота перекладывать финансирование на плечи живущих в Арктике.
-
-
Анатолй Барков, вице-президент компании "Лукойл": -«Лукойл» поддерживает предложение Минтранса о создании администрации СМП, но категорически против финансирования администрации за счет расширения границ СМП и выставления дополнительных налогов на компании-недропользователей.
-
-
Оптимально, считают власти округа и нефтяники, оставить границы Севморпути прежними или хотя бы не взымать оброк с социально-важных морских перевозок. Теперь слово за федеральным правительством и Госдумой.
-
(Видеоматериал Евгения Нони, Александра Иванова)
назад
2073
|
|
Поиск по сайту:
|
|