"События недели" за 25 сентября. Итоги форума

25.09.2011 / 19:56

Главная тема этой недели конечно Арктический форум. На него в Архангельск съехались дипломаты, ученые с мировыми именами, первые лица ряда государств. Был и российский премьер. Выступая с докладом Владимир Путин озвучил такие цифры - перевозки по Северному морскому пути в этом году могут достигнуть рекордного объёма – 700 тысяч тонн. Однако премьер подчеркнул, что за ростом экономических показателей недопустимо забывать об экологии. И эту тему в основном обсуждали видные научные деятели. О проблемах освоения Арктики говорили на вполне конкретных вещах. Временами - курьёзных. Например, норвежцы жаловались: их траулеры работают так, что на одного жителя в день приходится по четыре килограмма рыбы. Таких объёмов пятимилионное население страны съесть не может. Поэтому рыбу приходится экспортировать. Но эти разговоры - во второй день. Когда меньше политики, поскольку политики частично разъехались. А в первый заявления звучали больше программные. Так, международный Арктический форум теперь будет ежегодным. Об этом объявил премьер России. А проведение форума в этом году именно в Архангельске вполне объяснимо - на столицу Поморья лично у премьера большие надежды.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ:
- С Архангельском большое будущее Арктики связывает его водные магистрали. И особое место Северному морскому пути, который мы намерены превратить в ключевой торговый маршрут глобального масштаба.

Виталий Фортыгин, председатель архангельского областного Собрания депутатов:
- История нашего края такая, что отсюда и поморы шли, и экспедиции. Озвучено было, что более 300 экспедиций вышло из Архангельска. И, конечно, для нас очень важно, что мы являемся одной из ключевых территорий будущего освоения всей Арктики.

Артур Чилингаров, специальный представитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике:
- Не так просто было затащить сюда этот форум. Но я считал, всё, что мы обещали, говорили - мы выполнили.

Большие надежды, соответственно, после таких заявлений и у Архангельской области. Северный морской путь год от года всё востребованнее. Он на треть короче традиционного южного. В этом году объём только пробных перевозок приблизился к 700 тысячам тонн. А интерес к Северному Ледовитому океану и его шельфу будет только расти. В 2005 ото льда очистились ещё три района Арктики. Доступных минеральных запасов стало больше. Для работы в высоких широтах требуется все больше судов. В том числе - ледоколов. На эти цели Россия намерена выделить более 20 миллиардов рублей.

Эрнест Белокоровин, министр промышленности, транспорта и связи Архангельской области:
- Мы бы хотели, чтобы этот ледокольный флот строился на наших предприятиях. В Северодвинске. Это дополнительные заказы для наших предприятий. Мы должны говорить не только об оборонных заказах, но и о гражданском судостроении. В частности, стоительство ледоколов. И 20 миллиардов, которые запланированы в федеральном бюджете, нам бы очень помогли в наших предприятиях.

А когда Северный морской путь станет главной водной артерией мира, а Арктика - основным поставщиком полезных ископаемых, встанет вопрос: как осваивать и плавать безопасно. Данные о погоде и ледовой обстановке, интернет и телефонная связь, геологоразведка и мониторинг экологии - всё это можно делать с помощью спутников. И в России уже разработан проект многоцелевой космической системы "Арктика".

Александр Фролов, руководитель Росгидромета:
- Решение принципиальное по этому поводу принято. Есть поручение президента. Программа должна начать реализовываться полномасштабно с 2013 года. А сейчас разработано технико-экономическое обоснование и начнутся подготовительные работы Роскосмосом в 2012 году.

Салве Дале, директор полярного экологического центра, Норвегия:
- Мы сможем с помощью спутников наблюдать за тем, как и где идут суда. Это позволит определять безопасные маршруты. И если что-то с ним случится, то можно будет оперативно получить сообщение о проишествии. Определить, где это произошло и быстро оказать помощь. Точно так же можно будет следить и за тем, как идёт добыча минеральных ресурсов на Арктическом шельфе.

Вот только вопрос: а потребуется ли всё это в ближайшем будущем? Планы на развитие Северного морского пути строят, опираясь на прогнозы о глобальном потеплении. Чем меньше льда в Арктике, тем выгоднее возить грузы. Наблюдения последних лет многих учёных убеждают, что так и будет продолжаться. Но есть и скептики.

Владимир Котляков, директор института географии Российской академии наук, академик:
- Да, сейчас потепление. Прогнозы его, что оно будет бесконечным никакого научного обоснования не имееют. И есть тенденции даже к похолоданию.

Потеплеет или похолодает? - это один из поводов пристально взглянуть на кухню погоды, как ещё называют полярный регион. Так что не случайно в дни форума подписано соглашение об открытии в САФУ офиса университета Арктики. Сетевой университет объединяет более полутора сотен вузов и научных центров России, США, Канады, Норвегии, Швеции, Исландии, Дании и еще ряда европейских и азиатских стран.

Олавур Рагнар Гримссон, президент Исландии:
- Я должен подчеркнуть, что та сеть, которая создана Университетом Арктики, насчитывает более ста университетов. Это действительно основа плодотворного сотрудничества в Арктике. Потому что университет Арктики дает студентам, молодому поколению, стать ученым с большим именем.

Да и вообще - молодёжь Арктикой надо заразить, прозвучало на форуме. О перспективах этого региона ещё 300 лет назад говорил Михаил Ломоносов. Кому, как не его нынешним потомкам заниматься исследованием и освоением заполярья?

Константин Добрынин, член совета директоров лесопромышленной компании "Илим Тимбер":
- Арктика может стать новой идеей для молодежи как в свое время был БАМ. Арктика может стать новым бамом для Поморья и для России. Только ее нужно обернуть правильно.

Как живое свидетельство форума - на территории Арктического университета участники научного съезда посадили пихту, тую и можжевельник. Растения считаются долгожителями. А потому напоминать о принятых решениях они будут не одному поколению северян.

(Видеоматериал Константина Бушуева, Дмитрия Дёминцева, Евгения Нони, Сергея Телова, Александра Иванова)
назад
3885



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2020 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.