"Севмаш" и "Красная Кузница" во время войны обслуживали советские и иностранные суда и корабли
14.07.2016 / 15:20
Это главный механический цех Севмашпредприятия. Его запустили на второй день Великой Отечественной. Парадоксально, но здесь стояла немецкая техника. Последний германский станок пришел на завод 402, когда Минск уже взяли. Оборудование неприятеля использовали для производства башен линкоров, снарядов, глубинных бомб. Работать приходилось в холоде и темноте.
Николай Шаханов, начальник технологического бюро цеха №4 "Севмаш" производственного объединения "Севмаш":
- Производственных цех не отапливался, если мы смотрим наверх на остекление, оно было замазано светомаскирующей мастикой, оно непросматривалось, в таких условиях работали.
Война разрушила все планы. Строительство линкоров, заложенных ранее, прекращено. Металл переложен на производство кораблей серии "Большой охотник". На предприятие с Балтики переведены подлодки Л-20 и Л-22. Уже в 1942 их достроят. В военное время заводу 402 приходится выпускать даже товары широкого потребления. Кружки, ложки, котелки, саперные лопатки.
Александр Мазур, научный сотрудник музея производственного объединения "Севмаш":
- Если говорить о кружках, то они у нас были такие очень сильно нагревались, но бойцы часто наматывали бинт на рукоятку и соответственно могли пользоваться такими кружками.
С приходом первых конвоев в порт Молотовска - на берегу возвели судоремонтные мастерские. За 5 лет войны здесь отремонтировали - 139 судов, в том числе - 70 иностранных. При том, что большая часть квалифицированных сотрудников - на войне. Их рабочие места занимают женщины и подростки.
Александр Мазур, научный сотрудник музея производственного объединения "Севмаш":
- Работали они по 12 часов в день, 6 дней в неделю, те с одним выходным, но вот если допустим, как принято сейчас говорить - горел план, то работали всего лишь с двумя выходными в месяц.
В таком же авральном режиме - функционировал архангельский судоремонтный завод "Красная Кузница". Здесь срочно начали переоборудовать гражданские суда на военные цели. В строй вспомогательных кораблей Северного флота за 5 месяцев входят 36 транспортов. В конце августа на ремонт встают корабли каравана "Дервиш".
Владимир Лукин, ветеран судоремонтного завода "Красная Кузница":
- Когда приходили суда союзников, они имели повреждения, и корпусный цех выезжал на рейд - ремонтировали, и суда ставили в док, если требовался большой ремонт.
Но все же главным для Красной Кузницы был капитальный ремонт флагменного эсминца "Карл Либкнехт". В плав-док он встал еще до начала войны. Работы были закончены в 1944 году, корабль успел поучаствовать в сопровождении северных конвоев, и после войны служил флоту еще 10 лет.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.