История о самой крупной морской трагедии в Северных морях
26.05.2016 / 11:52
Мы продолжаем серию материалов, посвящённых юбилею прихода в порт "Архангельск" первого Союзного конвоя. И сегодня поведаем историю о самой крупной морской трагедии в Северных морях - катастрофе конвоя "PQ-17". Он был самым хорошо подготовленным и защищённым. И почему тогда "PQ-17" оказался разгромлен? Ни один флот в мире не обладал столь совершенным кораблем. Длиной 250 метров, он развивал скорость в 30 узлов. Команда линкора - 2 с половиной тысячи человек, на вооружении - 4 самолета. Гитлер оберегал "Тирпиц", как мог. Но с выходом в море каравана PQ17, он должен стать ключевой фигурой немецкой операции "ход конем". Караван с мощным охранением вышел в море 27 июня 1942 года. Но через несколько суток обнаружен противником. 4 июля, в День независимости США, американцы, англичане и русские успешно отбивают авиаудары немцев. Однако, вечером из Британского адмиралтейства приходит приказ - крейсерскому соединению повернуть на запад, каравану рассеяться. В кинокартине "Конвой PQ17" есть эпизод - матросы торгового флота наблюдают, как их покидает эскадра.
- Эсминцы тоже разворачиваются? Во молотят. 25 узлов, не меньше. Такая скорость хороша в двух случаях: если надо кого-то догнать или от кого-нибудь смыться.
До сих пор ученые спорят, зачем выдали подобный приказ. Большинство склонны думать, ВМФ хотели спасти от атаки "Тирпица". Но архангельские историки уверены - англичане желали лишь одного - потопить немецкий линкор. Разведданные подтверждали - 4 июня гигант вышел в море.
Сергей Терентьев, историк, заведующий музеем истории АМИ имени В. И. Воронина:
- Но ошибка составила сутки, потому что "Тирпиц" вышел только 5 июля в полдень, через 6 часов на него совершает атаку лодка "К 21" под командованием капитана Лунина, и тогда стало известно положение эскадры немецких кораблей.
Вражеская разведка узнает, что их обнаружили, а "PQ17" рассеялся. Бомбить по одиночке торговые корабли для "Тирпица" - непозволительная роскошь. Поэтому морской великан уходит в норвежские фьорды, разминувшись с английской эскадрой. Тем временем, авиация и подводные лодки Германии бомбят беззащитные транспорты в Баренцевом море.
Сергей Терентьев, историк, заведующий музеем истории АМИ имени В. И. Воронина:
- Одно из судов конвоев, которое ушло к арктическим льдам, покрасили белой краской борт, расчихлили танки, привели башню в боевое положение, готовясь отражать атаки вот именно из танковых башен.
Советский конвой, который должен был встретить "PQ-17", не обнаружил судов и вернулся обратно. Часть экипажей достигли Новой Земли и ждали спасения уже там. Последнее судно конвоя прибыло в порт в конце июля.
Юлия Ершова:
- Из 35 транспортов до Архангельска добрались лишь 11. На морское дно ушли 2 сотни самолетов, 4 сотни танков, 3 тысячи автомобилей. Но самое страшное - это человеческие потери. Трагедия "PQ-17" унесла жизни 153 человек.
Все погибшие - моряки торгового флота. Среди военных жертв не было. Это был самый многочисленный конвой, который потерпел на Севере самую большую катастрофу на море.
(Видеоматериал подготовили: Юлия Ершова, Александр Чалков)
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.