Масштабная уборка

09.06.2013 / 11:06

Теперь в Арктику. Там началась ее масштабная уборка. Первой на очереди - земля Франца Иосифа. Там долгое время базировались военные и оставили после себя тысячи тонн мусора. За ходом уникальной экспедиции следили и были ее активными участниками наши коллеги Светлана Смородина и Александр Прилуцкий. И сейчас поделятся с нами своими наблюдениями.

"Сомов" только что после капитального ремонта - и сразу в свой первый и ранний рейс. На борту - не меньше пяти тысяч тонн тяжелой вездеходной техники. Оабочим предстоит четырехмесячная уборка в Арктике. А пока - долгий переход. До самой северной территории России - от Архангельска - в лучшем случае - четыре дня. Сначала по Белому, затем по Баренцеву морям через льды.

Не смотря на то, что Сомов - судно ледового класса и может проходить во льдах толщиной до 70 см, в Северном Ледовитом океане без ледокола не обойтись. Впереди нас идет Таймыр, он специально пришел из Мурманска и теперь за ним мы пойдем до самой земли Франца Иосифа. Но даже вслед за ледоколом экспедиционному судну идти все сложнее. С каждым часом - лед толще. Торосов - все больше. Случилось то, чего опасались - Сомов застрял. Из ледового плена ледокол спасал Сомова трижды. Радовались лишь участники экспедиции - для них это был единственный шанс увидеть Таймыр так близко. На борту - 60 рабочих. И для большинства из них - это первая экспедиция.

-Магазинов нет там, чего-то очень захочется. Пряников!

Конфеты с кокосовой стружкой, шоколад - всего с собой не возьмешь. Участники экспедиции понимают - придется не сладко.

Константин Заборский, участник экспедиции:

-Будет грустно, будут течь слюнки, и если станет невмоготу, то мы можем съесть по конфете ... в день... на четверых. Ну типа того.

Четыре дня в пути - и , наконец, Земля Франца Иосифа. Сомов встал на ледовый причал, но к острову Греэм-Беллу подойти так и не удалось.

Олег Корнеев, заместитель директора предприятия "Севморгео":

-Мелководное дно и подход к берегу невозможен, поэтому мы практически встали на расстоянии два километра и возить каждый груз на берег невозможно, поэтому приходится организовывать временные площадки размещения груза, но это особенность этого года, потому что ранее за все отчеты не было такого.

В первую очередь на ледовый причал доставляют большегрузную технику. Под каждую машину - делают настил или просто - увозят в специальных санях. Вездеходы, пресс для бочек, которых на острове - сотни тысяч. Бульдозеры - все, что необходимо для уборки Греэм-Белла.

Александр Шадрин, руководитель экспедиции:

-Эти загрязнения представляют собой всевозможные виды техники, твердые бытовые отходы, это деревянные строения, это дизельное топливо, топливо самолетное, бензин, масла это все предстоит нам убрать.

Работа в две смены - днем каждые четыре часа - ночью - каждые шесть. Заняты все -от простых рабочих до руководителей экспедиции.

Роман Ершов, директор национального парка "Русская Арктика":

-Сейчас везем продовольствие, топливо, личные вещи, планируем установить связь - везем антенну.

Семь рейсов без посадки. Балки для рабочих доставляют вертолетом - а их - не один десяток. Плюс продукты. Операция сложная. Вокруг - белизна. И погода меняется каждые два часа.

Сергей Шамов, летный директор второго архангельского объединенного авиаотряда:

-Между небом и землей линия горизонта практически не наблюдается, поэтому сложнее техника пилотирования.

Параллельно с выгрузкой судна - рабочие возводят жилые помещения. В первую очередь, конечно, столовую.

-Мы покажем вам наш склад. Он еще пустой, но будет полный. Тут пока только яблочки у нас.

А вот здесь специалисты будут работать все четыре месяца. В трех километрах от временного поселка - заброшенная военная часть.

-На ЗФИ несколько известных мест. Это застава Нагурская, круглые камни на острове Чамп и вот этот знак. Здесь указаны расстояния до некоторых городов или стран. Например, до США всего на 10 км больше, чем до Москвы. А до северного полюса - рукой подать.

Именно на острове Греэм-Белл до 90-ых размещались войска противоракетной обороны Советского Союза. Сегодня от былой мощи - осталась свалка. Каждую постройку закрытыми глазами сможет найти Василий Быданов. Он служил здесь целых два года. 30 лет назад. По иронии судьбы - возвращается, но с другой целью - прибрать все, что тогда оставили.

Василий Быданов, участник экспедиции:

-Бывало такое, что мы в летнее время, когда не было полетов, строили из бочек пирамиды, стреляли по ним разрывными пулями, бочки взрывались, это был, так сказать, наш отдых.

По предварительным подсчетам ученых - бочек здесь 300 тысяч. И большинство - с топливом.

Мария Гаврило, кандидат биологических наук:

-Топливо, горюче-смазочные материалы - они не разлагаются в природе, а накапливаются по пищевой цепочке, передаются те вредные вещества, а также нефтепродукты, они способны загрязнить, если это пятно распространяется в море, оно способно загрязнить оперение птиц.

Эти огромные цистерны участники экспедиции будут убирать в первую очередь. Сейчас не видно - везде снег, но они стоят на самом берегу и их уже смывает в море. ученые опасаются - это может обернуться экологической катастрофой, ведь в одной из них - самой большой - до сих пор находится топливо. Но под чистую все не снесут. Этот самолет, например, который потерпел крушение и лежит на острове десятки лет - останется как исторический памятник. Не тронут еще несколько строений.

Александр Кирилов, заместитель директора по охране национального парка "Русская Арктика":

-Например, здание казармы, это действительно показывает присутствие русских на территории Арктики, что они занимались делом, что здесь жили люди.

Контролировать работы останутся пятеро сотрудников национального парка "Русская Арктика". У них - отдельный опорный пункт. Кроме научной работы - сотрудники парка будут охранять хрупкую природу Арктики и, конечно, занесенных в красную книгу белых медведей. Несмотря на то, что на острове ни души, ходить здесь можно только в сопровождении вооруженных людей. Белый медведь может выйти из-за любого угла, они особенно любят жить в заброшенных зданиях. Стрелять в животное - только в крайнем случае. Участникам экспедиции можно лишь пугать их выстрелами в воздух. Охранять рабочих во время уборки обязательно будут круглые сутки. У специалистов - задача сложная. Предотвратить экологическую катастрофу. С самого грязного острова на Земле Франца-Иосифа за этот сезон они вывезут более 4 тысяч тонн мусора.

(Видеоматериал Светланы Смородиной, Александра Прилуцкого)

 

назад
8808



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2024 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.