Историческая операция

07.08.2016 / 11:20

Архангельские поисковики в очередной раз обследовали затонувший барк "Эклипс". Построенный во второй половине 19 века, он побывал на службе трёх стран, пережил все войны, горел, и уже однажды тонул. Теперь вот на 6-метровой глубине в Северной Двине. На сушу его достают по частям, и будем надеяться, что достанут. Но почему тогда все чаще возникает вопрос, а стоит ли тратить силы и средства на то, чтобы поднять "Эклипс" целиком. Есть ли смысл? На часах около 7 вечера. Катер отходит от причала и направляется к Корабельному рукаву Северной Двины. На борту 3 человека, не считая журналистов. Капитан держит путь к острову Красный. Там команда встретится с легендарным барком «Эклипс». Судно построили в 1867 году в Шотландии для китобойного промысла. Спустя 10 лет барк перешел в руки норвежцев, а затем русских. На службе у Российской империи парусник спасал пропавшие полярные экспедиции: Брусилова, Седова, Русанова.

Вот заметка в газете «Архангельск» от 6 июля 1914 года:

«… морским министерством зафрахтовано норвежское судно «Эклипс», которое должно отправиться в северную часть Карского моря на поиски пропавшей экспедиции Русанова «Эклипс», вместимостью 450 тонн, оборудован специально для серьезной полярной экспедиции».

Однажды судно горело и даже тонуло. Тогда барк подняли, переделали в шхуну и дали новое имя «Ломоносов». В годы войны парусник находился в отстое у 21 лесозавода. Там в него и попали немецкие снаряды. В 1963 судно буксировали к острову Мудьюг, но неудачно. Легендарный когда-то «Эклипс» затонул между деревнями Чекаминка и Красное. Спустя полчаса команда на месте. Гидролокатор помогает определить точное местонахождение барка. «Эклипс» на 6-метровой глубине. В какой-то момент становится понятно где нос, а где корма. Дело за водолазом.

Илья Гертнер, водолаз:
- Сначала сориентироваться по обстановке с местом расположения объекта, и уйти в сторону носа, где целью нашей будет поиск, а цель до поиска - это определить наличие якоря.

- А страшно сейчас?
- Страшно интересно.
В последний раз на палубу барка опускались 14 лет назад. Поисковая команда тогда прикоснулась к истории, но свет на судьбу «Эклипса» решила не проливать. В этот раз куда серьезнее планы и снаряжение.

Мария Миташева, корреспондент:
- Водолаз под водой уже 20 минут. Мы общаемся с ним при помощи станции связи. И Именно так узнаем последние новости со дна реки. Илья, как у вас дела?
- Наблюдаю пока непонятной формы металлические конструкции.

Содержание радиосообщений не всегда понятно. Каждое записывают на диктофон, чтобы позже составить полную картину. Это «черный ящик», только на борту катера. Первой добычей стали часть дубовой мачты и железные элементы корпуса. Но цель поисковиков еще под водой. Не теряя времени, водолаз вновь опускается на дно в поисках якоря. За пузырями на водной глади трижды появлялся водолаз. Но найти главный раритет так и не вышло. К полуночи на борту катера оказались лишь несколько железных элементов. Стоит ли вылавливать барк из пучины истории?

Анатолий Каранин, руководитель поисковой экспедиции:
- Пока еще сложно ответить. Почему - потому что нужно исследовать все видеозаписи, потому что то, что мы видим на гидролокаторе - это одно, а то, что мы видим на подводных телекамерах отснятое - это совсем другое.

Чтобы поднять "Эклипс" со дна реки, потребуется немало сил и средств. Спустя десятки лет в воде дубовый корпус стал еще прочнее. Поисковикам остается ждать решения специалистов. И верить, что спустя годы легенду Севера все же пришвартуют на вечную стоянку.

(Видеоматериал подготовили: Мария Миташева, Александр Чалков)

назад
23050



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2024 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.