Архангельск борется за право называться родиной корабельного дела
19.10.2014 / 16:20
В календаре российских праздников может появиться еще один - День судостроителя. Вскоре предстоит решить, когда он будет праздноваться и к чему будет приурочен. На севере таких дат предостаточно, и конечно, Архангельск борется за право называться родиной корабельного дела. И вроде бы у нас это не вызывает никаких сомнений. Но за это же право борются и другие российские города, и у них свои аргументы.
На протяжении веков вопрос о родине российского судостроения практически не возникал. О двинских моряках знали все. В советские годы во многом благодаря фильму "Россия молодая". Многосерийная эпопея об эпохе правления Петра I и снималась у нас, в Малых Карелах, и рассказывала о великих страницах Поморья. Первая государственная судоверфь Соломбальская, первый госзаказ - яхта Апостол Павел, и знаменитый поход на корабле "Святой Пётр", когда будущего императора спас от крушения простой архангельский кормчий Антипа.
- Отойди, государь, здесь мое место
Множество свидетельств величия северного судостроения сохранилось и в наших музеях. И в Морском, и в Краеведческом - макеты, исторические документы и фотографии. Тут и первый гвардейский корабль "Азов", построенный в Архангельске и прославившийся в русско-турецкой войне, и самые разные научные суда, исследовавшие Арктику. С фактами спорить сложно - говорят музейщики.
Андрей Ружников, заведующий отделом Архангельского краеведческого музея:
- Все судостроение началось здесь задолго до Петра I, гражданское, промысловое, транспортное, частное, и когда Петр I приехал, фактически, надо было ему сделать только заказ
Спорить сложно, но можно - считают в других регионах. На звание родины кораблестроения претендуют и Санкт-Петербург, и Ярославль, и Воронеж. Острые дискуссии развернулись на этой неделе на конференции в арктическом институте имени Воронина. Особенно серьезны намерения Воронежа - местные историки гордятся тем, что их флотилия захватила Азов. Наши ученые парируют - этого недостаточно.
Николай Васьков, директор судоремонтного завода "Красная Кузница":
- В Воронеже, когда начали строить лодии, Петр I отозвал отсюда мастеров-кораблестроителей туда
Андрей Барзенин, научный сотрудник Северного морского музея:
- Масштаб судов, если сравнивать город Архангельск с галерами, бомбардирскими судами, построенными в Воронеже, они строились-то в основном, дальше Азова не ходили
Заявления, прозвучавшие на конференции в Архангельске, быстро растиражировали воронежские СМИ. Арбитром в этом споре выступит государство, которое вскоре и решит, когда будет праздноваться день судостроителя, и к чему он будет приурочен.
Владимир Стариков, корреспондент:
- Пока политики и ученые спорят об исторической справедливости, мы узнаем, как обстоят дела с архангельским судостроением сегодня, а где это выяснить, как не на Красной Кузнице, некогда флагмане промышленности Архангельской области
Постсоветская эпоха Красную Кузницу не пощадила. В цехах сейчас пусто, штормовые ветры повыбивали стекла. Так и остался бы завод на макетах в музее. Но два года назад Кузница стала филиалом Северодвинской Звездочки. И появился шанс на возрождение. Скоро соломбальское предприятие ждет модернизация. Здесь будут ремонтировать винто-рулевые комплексы, строить корпуса кораблей. И это - только начало.
Василий Фокин, заместитель директора по производству судоремонтного завода "Красная Кузница":
- С заводом "Звёздочка" подписан контракт на строительство, на закупку плавдока для Красной Кузницы грузоподъемностью до 15 тысяч тонн и на следующий год планируется уже финансирование, изготовление документации, в связи с тем, что техзадание уже утверждено, проект утвержден
В ближайшие годы на Красную Кузницу потекуют миллиардные инвестиции. А значит, есть надежда, что история архангельского судостроения обретет будущее.
Владимир Стариков, корреспондент:
- Более важного исторического места с точки зрения корабельного дела в современном Архангельске найти тяжело. Это памятный знак гидрографа Вилькицкого, определившего точные координаты города Архангельска. Совсем недалеко отсюда располагалась та самая легендарная Соломбальская судоверфь, которую приказал заложить еще Петр Первый. И по большому счету не столь важно, выиграет Архангельск борьбу за день судостроителя или уступит в ней. По-настоящему здорово было бы, если бы здесь, вместо десятков туристов, жаждущих увидеть родину российского судостроения, ходили бы сотни работающих ремонтников и строителей кораблей. А там и путешественники подтянутся.
(Видеоматериал подготовили: Владимир Стариков, Михаил Коряпин и Михаил Долинин)
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.