108 лет назад в Архангельске на линию вышел первый в стране автобус
19.07.2015 / 12:50
"Маршрут" в прошлое общественного транспорта. Такую необычную экскурсию, правда, не НА нём, а О нём, провели активисты организации "Здоровый автобус".
Светлана Синицына, специальный корреспондент:
- В салоне старого доброго ЛиАЗа, который добрался до площади Мира уже не своим ходом, развернулась выставка "История общественного транспорта в Архангельске". Она посвящена годовщине открытия автобусного движения в столице Поморья. А случилось это в июле 1907 года.
Первый автобус курсировал по Троицкому проспекту. Это были два автомобиля - омнибуса мощностью 26 лошадиных сил. Они перевозили не больше трёх десятков пассажиров. Цена умеренная 4-6 копеек. Извозчики в ту пору брали по 50. На фотографиях автобусы, троллейбусы и трамваи, которые "бегали" по улицам Архангельска на протяжении столетия.
Дмитрий Онучин, лидер общественного движения "Здоровый автобус":
- Привлечь внимание к общественному транспорту, показать как было до и сейчас. Чтобы понастальгировали.
- Всё было сделано для людей!
Так считает Владимир Скосырский, а он водитель со стажем, работал на "девятом" маршруте. По его мнению, самым удобным для пассажиров из автобусов был ЛиАЗ - 677 - Ликинского автозавода.
- Эта машина была всем хороша. Это чисто городской автобус.
Галина Смоленская, жительница г. Архангельска:
- С коляской можно было с лыжами, хоть с чем - удобно. Лучше б такие ходили как раньше.
Преимущества этого городского автобуса отмечают даже дети, которые уже "выросли" на ПАЗиках.
Настя Смоленская, жительница г. Санкт-Петербург:
- Мне нравится этот автобус, тем что он необычный. Вот билеты необычно продаются.
- Это было любимое место архангельской детворы. И моё тоже. Прильнув к стеклу, которого сейчас нет, малыши наблюдали за работой дяди шофёра.
- Он объявляет остановки, на водительском пульте мигают лампочки, а за окном мелькают улицы и пешеходы. Комфортно и дешево - цена за проезд - пятачок.
В 2006 году ЛиАЗы уехали с улиц города навсегда. В Архангельске это единственный экземпляр "на ходу". Раритет одной из автошкол.
Александр Ольшаков, старший преподаватель автошколы:
- Этот у нас резерв. Стоит в технически исправном состоянии. Зарекомендовал себя очень хорошо. Я думаю, что он мог бы ещё работать и работать.
Иногда "на прогулку" из гаража его "выводит" Владимир Стефанюк. За баранкой он с начала 80-х. А до этого ходил в моря. Но жена настояла сойти на берег, - послушался. Кстати, Владимир полагает, что ЛиАЗ изобрела женщина - сплошное удобство.
Владимир Стефанюк, водитель-инструктор:
- Здесь коробка-автомат, вот я врубил передачу и всё поехал и не устаёшь целый день. Эту машину придумала женщина в Ликино, чтобы было удобно. Всё хорошее придумывают женщины, а мужчины после переделывают.
Сейчас в столице Поморья появилась новая модель ЛиАЗа. А "Его Величеством" общественного транспорта стал ПАЗик. Каким будет автобус будущего? Свои идеи представили юные художники на выставке рисунков в салоне старого ЛиАЗА.
(Видеоматериал подготовили: Светлана Синицына, Михаил Коряпин)
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.