«События недели» за 5 декабря 2010 года. Севморпуть

05.12.2010 / 10:16

Северный морской путь может расширить свои границы - это предложение Минтранса обсудили на большом совещании в Нарьян-Маре, где были депутаты Госдумы и члены Совета Федерации. Ненецкому округу это предложение не нравится, ведь если границы Севморпути станут шире, всем проходящим по нему судам придётся платить за этот путь. А средства на это пойдут из бюджетов прилегающих территорий. То, что движение по северным морям - возрастает, показала поездка на Варандей - на современный нефтяной терминал, который работает уже три года. Евгений Ноня следил за дискуссиями.

Вот он уникальный в своем роде - морской ледостойкий отгрузочный причал. С виду гигантский подъемный кран. На деле он ничего не поднимает. На терминал нефть попадает по трубам с суши и уже в море черное золото отгружают на танкеры. Затем экспорт - в Западную Европу и Северную Америку. Огромный причал не боится сильнейших ветров, толстого льда и низких арктических температур.

Сейчас на Варандее крепкие морозы. Температура ниже климатической нормы градусов на 10-15 ниже. Но несмотря на погоду в любое время суток здесь отгружают нефть. Цифры впечатляют - 15 миллионов тонн в год. Главный пост управления. Отсюда ледоколам дают сигнал к работе, если лед подошел слишком близко, и управляют механизмами для закачки нефти. Система работает без сбоев. Утечки нефти на причале исключают на 99 процентов. По съемке с вертолета видно - это почти город. В многотонных резервуарах нефть ждет отгрузки. Но не долго. В море, сменяя друг друга, за черным золотом приходят танкеры. И это главный показатель того, что 4 миллиарда долларов на строительство терминала вложены не впустую. Хотя один терминал на сотни морских миль - крупица в освоении Арктики и ее несметных богатств. Но в этом направлении пока больше говорят, чем делают - так уже на совещании по развитию Севморпути отозвались члены совета федерации и депутаты Госдумы. Арктика сегодня не в пример Дальнему Востоку, где программе развития всего год, но уже возведен ряд важнейших объектов. На Севере проблемы пока лишь считают.

Вячеслав Попов, председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике:
-Часть арктических портов сегодня - самое слабое звено СМП. Причалы большинства портов требуют капитального ремонта, реконструкции и увеличения глубин для принятия современных судов.

Решать эти проблемы в первую очередь должны главы регионов, прилегающих к Арктике. И не сидя в кабинетах. За образец руководителям - опять же Дальний Восток, где губернаторы ездят в Москву не с просьбами, а с конкретными предложениями, и не ждут у моря погоды.

Игорь Федоров, губернатор Ненецкого автономного округа:
-Не соглашусь. Мы активно работаем. И эта работа не только руководства НАО, это и работа Архангельской области, Мурманской области, Чукотки.

Однако, главной темой, которая коснется, в первую очередь, Ненецкого округа стало расширение границ Севморпути до мыса Канин нос. Инициатива Минтранса для прилегающих к морю территорий обернется значительным удорожанием северного завоза - топлива, продовольствия, лекарств. При сегодняшнем грузообороте введение доплат за прохождение по обновленной территории Севморпути ежегодно для бюджета Ненецкого округа будет стоить 130 миллионов рублей.

Ян Берлин, заместитель главы администрации Ненецкого автономного округа по вопросам инфраструктурного развития:
-Готов ли округ пойти на такое непродуктивное увеличение? Очевидно, нет. 130 миллионов - это стоимость ледового дворца. Нельзя в интересах развития атомного ледокольного флота перекладывать финансирование на плечи живущих в Арктике.

Анатолй Барков, вице-президент компании "Лукойл":
-«Лукойл» поддерживает предложение Минтранса о создании администрации СМП, но категорически против финансирования администрации за счет расширения границ СМП и выставления дополнительных налогов на компании-недропользователей.

Оптимально, считают власти округа и нефтяники, оставить границы Севморпути прежними или хотя бы не взымать оброк с социально-важных морских перевозок. Теперь слово за федеральным правительством и Госдумой.

(Видеоматериал Евгения Нони, Александра Иванова)

 

назад
2073



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2022 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.