Серия сюжетов к 80-летию области - освоение Севморпути
16.03.2017 / 14:57
Наша телекомпания продолжает серию сюжетов к 80-летию Архангельской области и о том, как она упрочила свое звание "Ворота в Арктику". Например, в 30-х годах прошлого века советские полярники стали активно осваивать Северный морской путь. И тогда, и сейчас пройти по нему - непростая задача. Еще за долго до отправки в Арктику, рабочие порта грузят больше сотни металлических труб. Они на сухогрузе будут идти по Северному морскому пути семь дней. Но об этом чуть позже. А пока отправляемся в Северный морской музей. Здесь хранятся макеты судов, на которых в 30-ых годах прошлого века полярники стали активно осваивать Севморпуть.
Александр Белов, научный сотрудник Северного морского музея:
- Безусловно, звездой этих попыток станет ледокольный пароход «Александр Сибиряков», который в 1932 году, выйдя из города Архангельска, впервые в истории за одну навигацию пройдет Северный морской путь.
Чтобы добраться до Петропавловска-Камчатского, Сибирякову понадобилось 66 дней. Почти весь путь ледокол прошел безукоризненно. Но уже на финишной прямой, при заходе в Берингов пролив, тяжелые льды Чукотского моря снесли у судна винты. Идти дальше помогла морская смекалка. На пароходе было много угля, накрытого брезентом. Из этой ткани экипажу удалось сшить большие полотна и поставить на мачты. Под черными парусами Сибиряков и вошел в порт Камчатки. С этого момента началось активное освоение Севморпути.
Андрей Павлов, арктический ветеран:
- Скопище льда, холод, скалы, ледники. Не только это есть. Арктика живет.
Андрей Иванович рассказывает нам о своем первом походе. Это сейчас - он арктический ветеран с множеством медалей и наград. А тогда, в середине 50-х был начинающим судоводителем. Говорит, самое сложное во время походов было заметить льдину под волной.
Андрей Павлов, арктический ветеран:
- И вдруг теплоход весь задрожал, нос пошел кверху, мы встали, как на дыбы. Потом судно начало оседать, оседать, встало на ровный киль. Мы проломили эту льдину.
В морском музее удалось воссоздать штурманскую рубку тех времен. А вот, что сейчас. Мы находимся на современном дизельном сухогрузе "Валерий Васильев". В Архангельске он готовится к походу на Ямал. Загружает те самые трубы, о которых мы уже говорили. Кстати, производят их здесь же, в Архангельске. Груз предназначен для строительства причала в порту Сабетта. Через сложнейший Северный морской путь идут суда только ледового класса. "Валерий Васильев" - не исключение. Может с легкостью разломить лед толщиной до 80-ти сантиметров.
Анатолий Ермолаев, капитан сухогруза "Валерий Васильев":
- 17-18 числа планируется отход судна на Сабетту вокруг Новой Земли. Там формируется караван из нескольких судов. И дальше под проводкой одного из атомных ледоколов проследуем до порта Сабетта.
Сегодня в акватории Северного морского пути расположено 6 портов. В 2016-м году по нему перевезли больше 5-ти миллионов тонн грузов. И сейчас это направление называют перспективным.
(Видеоматериал подготовили: Алексей Целищев, Елена Матвеева, Александр Прилуцкий)
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.