Работа полярников в годы Второй Мировой войны

30.06.2016 / 18:20

В преддверии 75-летия прихода на Север первого союзного конвоя Дервиш мы продолжаем показывать серию очерков. Сегодня расскажем о работе полярников в годы Второй мировой войны. Все 5 военных лет они прожили здесь. На полярной станции в бухте Тихой. Домой их должны были отправить еще в 1941. Но радиограмма о том, что Гитлер напал на Советский Союз – всё изменила. В Арктике полярники выживали в режиме жесткой экономии топлива и провианта, но продолжали вести гидро- и метеонаблюдения. Полярные станции в годы войны были разбросаны по всей Арктике: на Вайгаче, Новой Земле, Диксоне и не только. Метеоинформация тогда считались особым видом оружия. Служба обеспечивала прогнозами наши корабли. Моряков интересовало состояние льдов в северных морях. Немцы прекрасно понимали значимость этих данных.

Юрий Канин, начальник отдела фонда данных и научно-технической информации Северного УГМС:

- Сюда заходили фашистские корабли, в частности известный немецкий корабль адмирал Шеер, а также постоянно находилось несколько подводных лодок, эти подводные лодки очень мешали функционированию нашего флота и вообще деятельности советских полярников во время войны.

События августа 1944 - самая трагичная история внутренних конвоев в Арктике. Германское командование направляет В Карское море «подводную стаю» из 6 субмарин. Впереди у них большая охота.

Юлия Ершова:

- 8 августа 1944 года из Архангельска вышел небольшой конвой. Основное судно каравана – транспорт Марина Раскова, на борту – женщины. Дети, военные, рабочие, а также очередная смена полярников. Всего около 400 человек.

На пути в порт Диксон Марину Раскову атаковали. Судно остановилось и осела на нос. Однако информации о том, что рядом враг не поступало. Не услышали они и шума торпедных винтов, не увидели перископа над волнами.

Андрей Барзенин, научный сотрудник Северного морского музея:

- Они лодку не заметили, отчасти это было связано с тем, что немцы здесь применили новый вид торпед, и поэтому, когда прозвучал первый взрыв на Марине Расковой все посчитали что это мина, соответственно, они действовали дальше, может без должной осторожности.

Большинство из тех, кто был на борту - стали жертвами морской катастрофы. Часть из них покоится в братской могиле на острове Белый. Точные координаты гибели судна «Марина Раскова» обнаружили 2 года назад.

- Просто повезло, что хотя бы это сохранилось.

А это модель ледокольного парохода «Александр Сибиряков». Он был уничтожен крейсером "Адмирал Шеер". В 4 советское судно вышло из Диксона с сотней человек на борту. Цель рейса - привести новую смену рабочих, пополнить продуктовые запасы и организовать еще одну метеостанцию. При встрече с врагом маленький «Сибиряков» первым начал обстрел мощной немецкой машины. Ответный огонь был беспощаден. Пока советское судно погружалось на дно, немцы делали снимки на память. Только атака береговой батареи заставила их отступить.

(Видеоматериал подготовили: Юлия Ершова, Михаил Коряпин, Алексей Круглов)

назад
22565



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2024 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.