Работа Архангельского порта в годы Великой Отечественной войны

04.08.2016 / 13:50

Первая запись в трудовой книжке у Пелагеи Киселевой сделана в марте 44 года. Еще подростком ее взяли рассыльной в Архангельский порт. Она помнит, как немецкая авиация сбрасывала зажигательные бомбы на город. Обычно причалы района Бакарицы оставались невредимы. Но однажды снаряд угодил на палубу корабля.

Пелагея Киселева, ветеран Великой Отечественной войны:

- Раз попали в пароход, не в наш, дак я была не на работе, была дома здесь, закричали там, что в пароход попала бомба, а зажигалки были то, и его отпихнули, он на рейде стоял, и он потихоньку плыл сюда, дак вот видели как он горел, там бегали и все такое – может заменить другим?

Пароходы в Архангельском порту вставали в 6 грузовых районах. Левый и Правый берега, остров Мосеев, Экономия, Бакарица и Северодвинск. На момент начала войны - все они - со слабо развитой инфраструктурой.

Геннадий Сынчиков, председатель Совета ветеранов Архангельского морского торгового порта:

- В порту был всего лишь 1 портальный кран, два гусеничных, и два железнодорожных и 28 тэльферных и транспортерных, на весь порт было всего 6 автомашин.

Для приемки ленлизовских грузов под руководством начальника главсевморпути Ивана Папанина порт переоборудовали в кротчайшие сроки. В строительстве железной дороги, которая соединила Исакогорку и Экономию, участвовали 2 тысячи человек. И даже Северная Двина не стала преградой.

Юлия Ершова, корреспондент:

- Моста, соединяющего левы берег Архангельска с правым в годы войны, как известно, не было, поэтому уже в первую зиму грузы с Экономии переправляли прямо по льду, танки, истребители, студебекеры шли по рельсам на хлипком настиле из бревен и бруса.

Для 9 тысяч сотрудников порта рядом с грузовыми участками строили бараки, новички проходили обязательные курсы. Кормили портовиков по тем меркам хорошо. Особенно ближе к концу войны.

Пелагея Киселева, ветеран Великой Отечественной войны:

- Давали нам 600 грамм хлеба, потом 3 горячее было и второе горячее, третье горячее было не наши консервы, мяса было побольше, жиру поменьше, а вторые наоборот - больше жиру, мяса поменьше.

Когда на причалах случался аврал – формировали бригады общественной помощи. В труде - Женщины от мужчин не отставали. Порой женские бригады перерабатывала за смену до 300 тонн груза.

Шадрина Г.А., бригадир грузчиков района Левый Берег:

- "У меня бригада хорошая была, без отказу робили. А после смены плачут. А ты спробуй-ка два вагона песком за смену загрузить. На себе ведь все. Станут девки кофты или платьишки снимать - кровь на плечах-то. Сахар, знаешь чего, - кому сладкий, а нам горький был…" - Цитата из книги «Архангельск и его торговый порт», составитель - Г. Н. Елькин.

В годы войны порт работал круглосуточно и круглогодично, принял 26 караванов, чуть меньше 3 сот пароходов, последний союзный конвой в Архангельск пришел 31 мая 45 года.

(Видеоматериал подготовили: Юлия Ершова, Игорь Истомин)

назад
23013



Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
Наши проекты 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автодор

 

АТФ

СевзапДорстрой


Погода

Поиск по сайту:



2024 © «Поморье»

Рейтинг@Mail.ru

Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.

Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.

Для детей старше 16 лет.