Поисковики установили имя лётчика, который летом 1955 года разбился в авиакатастрофе под Архангельском
16.08.2017 / 12:30
Поморским поисковикам удалось установить имя лётчика, который летом 1955-го года разбился в авиакатастрофе под Архангельском. Роковой полёт на истребителе МИГ 15 Бис выполнял уроженец Татарстана. Родственников военного разыскали казанские журналисты, а рассекреченные архивы пролили свет на причину крушения.
- Вылетал в 9.43 с аэродрома "Талаги".
Минута за минутой. Последние мгновения жизни лётчика Рабиса Валеева восстанавливает поисковик Алексей Сухановский. Когда летом 2016 в архангельской тайге экспедиция нашла истребитель МИГ-15 бис - всё было загадкой. Откуда летел? Кто управлял? И главное - что стало причиной крушения? Год спустя на белых пятнах проступила судьба уроженца Казани, старшего лейтенанта воздушной армии Валеева.
- Я знаю, что у пилотов есть боевое братство.
Оно - уверен журналист Игорь Слободянюк - и помогло найти имя героя и подробности катастрофы в секретных архивах Министерства обороны.
Игорь Слободянюк, журналист, издатель:
- Мы обратились к главкому ВКС генерал-полковнику Виктору Бондареву. Когда я пришёл к нему на встречу, я принёс вот эту штуку. Это медальон моего отца - лётный медальон. Всё - этого хватило. Генерал сказал: "Найдём".
Нашли. Крошечный снимок Рабиса Валеева из личного дела. Выпускник Фрунзенского авиаучилища в последний раз поднялся в небо 15 июня 1955. Через 18 минут полёта, на высоте 11 тысяч метров лётчик доложил: "остановился двигатель".
Алексей Сухановский, командир сапёрно-мемориальной команды «Третий фронтъ»:
- Скорее всего, в топливе был конденсат. То есть двигатель "захлебнулся". При недостатке кислорода плюс образование вот этой снежной трубки в топливной аппаратуре.
Первый же приказ "с земли": сбросить топливные баки и возвращаться. Самолёт начал планировать. На шести тысячах Валеев пытается завести двигатель. Безрезультатно. После будут ещё две попытки и последнее указание: "Катапультироваться".
Алексей Сухановский, командир сапёрно-мемориальной команды "Третий фронтъ":
- На киле самолёта, на хвосте как говорят, очень сильный след, сильного удара. Вмятина. Такая лукообразная. То есть, возможно, внештатно сработала катапульта и лётчика просто вместе с креслом ударило об хвост. Это мгновенная смерть.
Делал ли пилот четвёртую попытку запустить двигатель? Или пытался дотянуть до ближайшего болота? Об этом можно только гадать. Одно ясно: 25-летний Рабис Валеев до последнего боролся за свой неуправляемый МИГ.
Шамиль Галиев, внучатый племянник Рабиса Валеева:
- Я безгранично рад, что мой дядя нашёлся! Услышав новость всю ночь не спал.
Это кадры наших коллег - журналистов из Казани. Их архангельские поисковики попросили помочь найти родственников пилота. В редакцию они позвонили уже на следующий день после выхода в эфир сюжета о катастрофе МИГа.
- В 50-е годы над небом Севера шла настоящая война. Это Холодная война. И лётчика Валеева можно безусловно считать и признать героем этой войны.
Поисковики непременно сделают попытку найти останки пилота. Упал самолёт в 42 километрах от аэродрома. А искорёженный хвост МИГа планируют превратить в памятник всем лётчикам времён Холодной войны, не спустившимся с небес.
(Видеоматериал подготовили: Елена Матвеева, Алексей Седых)
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Использование любых текстовых, аудио-, фото- и видеоматериалов, размещённых на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на www.pomorie.ru. При полной или частичной перепечатке текстовых материалов в Интернете гиперссылка на www.pomorie.ru обязательна.
Адрес электронной почты редакции: inform@pomorie.ru. Реклама на сайте: тел.8(8182)20-71-13, 8(8182)65-44-33.